ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Село Менза
Менза — село в юго-западной части Красночикойского района Забайкальского края. Административный центр сельского поселения «Мензинское».

«Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в селе Менза»

Введение:

Речь пойдет о церкви Знамения Пресвятой Богородицы, расположенной в селе Мензá Красночикойского района Забайкальского края. Данная работа направлена на изучение истории возникновения, развития и становления церкви.

Место под строительство церкви выбирали не случайное. Это обязательно должно было быть самое красивое, живописное место в селе, желательно на возвышенности. Вот и мензинская церковь расположилась на высоком и крутом берегу реки Мензы, откуда открывается потрясающий вид на реку, горы, закат. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Актуальной эта работа является потому, что идет восстановление церквей, храмов по всей стране, идет возрождение веры. И еще потому, что это тоже наша история, а историю следует знать. Именно в церквях записывались первые летописи, заводились метрические книги, создавались первые школы и библиотеки.

Целями данной работы являются:

  1. Собрать и систематизировать информацию о данной церкви;
  2. Выяснить, почему у церкви два названия – Знаменская и Николая Чудотворца.

Задачи: показать насколько важную роль играла церковь в жизни населения; показать на примере то, что к православной вере обращались и люди другой веры.



История церкви Знамения Пресвятой Богородицы

В далеком 1728 году на живописных берегах рек Верхнего Кумыра и Мензы образовалось село Менза. Основали его казаки по приказу Екатерины II для охраны государственной границы. Казак – служивый человек, а в бою, как известно, помогает вера. Вот и решили со временем жители Мензы построить церковь.

В 1861 году была построена и освящена Знаменская церковь. В клировой ведомости записано: «Церковь Мензинская Знаменско-Богородицкая Троицко-Савского округа Байхорского благочиния Забайкальской епархии построена в 1861 году тщанием прихожан и сбором от доброхотных дателей. Престол один - во имя Знамения Пресвятые Богородицы. Церковный староста - Георгий Николаев Таракановский, казак XI Мензинского станичного округа, от роду 35 лет, знаков отличий не имеет, православный, награжден не был, штрафован не был, под судом и следствием не состоял».

А раньше мензинские казаки ездили в Жиндинскую церковь. Теперь же на службы в Мензу стали приходить жители сел Укыра и Шонуя. В начале века население Мензинской станицы составляло несколько сотен человек, и церковь уже не вмещала всех прихожан - многим приходилось стоять службу на крыльце или возле церкви. Станичники, получив благословение, объявляли даже сбор денег (Приложение 23, Приложение 24, Приложение 25). В 1899 году священник Федор Виноградов от лица причта Мензинской Знаменской церкви обратился в Читинскую Духовную консисторию с прошением о постройке новой большой церкви, так как при молебнах в существующую церковь не помещались все желающие и бόльшая часть прихожан стояла на улице.

Июля 18 дня 1899. Новый храм построен не был. В январе 1925 года, при дележке имущества казаков, бежавших за границу и имущества, принадлежащего станичному правлению - несколько домов, бывшее училище станичного правления, пустующий цейхгауз, бывший оружейный склад, амбары, баня, хлебозапасный магазин и дом бывшего церковного общества отошли во владение волисполкома, еще два крепких дома - отданы под школу и избу-читальню, здание станичного архива - под склад. А вот здание церкви в этом списке не упомянуто.

С 1960-х годов здание церкви использовалось как больница. В нем моя бабушка работала санитаркой. Когда построили новую больницу, здание старой забросили. Постепенно его стали разбирать – разбили окна, выломали двери, разобрали пристройку. Здание пришло в запустение. Там стал ночевать скот. (Приложение 4, Приложение 5)

В 2012 году началось восстановление церкви. Вычистили весь навоз, огородили здание забором, вымыли, побелили, покрасили, вставили окна, двери, сделали электропроводку, починили крышу. Пожертвования шли отовсюду: от местных жителей, из района, из других районов, областей и государств. (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9, Приложение 10)

На углу старой церкви хорошо видна история храма. Самые старые кедровые бревна, которым почти 200 лет. Другие меняли в советское время, когда церковь была больницей. Крыльцо обновили уже в 2014-ом. Но до сих пор везде попадаются старые кованые гвозди, сделанные в XVIII веке.

Восстановление продолжалось. Возвели купол (Приложение 11, Приложение 12, Приложение 13, Приложение 14, Приложение 15), восстановили внутреннее убранство (Приложение 16, Приложение 17), построили звонницу. И теперь по праздникам, когда приезжает отец Игорь на службу в Мензу, по селу разливается колокольный звон (Приложение 18, Приложение 19, Приложение 20).



История названия церкви

В ходе исследования был установлен один интересный факт: я всегда знала, что наша церковь называлась в честь Николая Чудотворца, а во всех архивных документах церковь называется Знаменской. С этим вопросом я обратилась к директору музея имени Н.В. Гладких Марине Ивановне Арефьевой. Она объяснила, что возможно в церкви было освящено два придела – один в честь Знаменской Богородицы, а второй, когда был сделан пристрой к церкви – в честь Николая Чудотворца. Уже в двухтысячных годах пристройку разобрали и увезли на строительство гаража. Больше её не восстанавливали, к церкви сразу приделали крыльцо (Приложение 21).

Отец Игорь разъяснил, что все-таки церковь называется Знамения Пресвятой Богородицы.



Обет бурята

«В 1857 году ноября месяца, по следственному делу, я оправился в Мензинский караул со следователем зауряд хорунжим Госковым, а из Мензи в урочище Шоной, отстоящее от караула в 30 верстах. По прибытии в Шоной мы остановились у крестьянина Ширяева, это было в девять часов вечера. На квартиру приходит ко мне из казаков 1-й конной бригады, 2-го конного полка, 6-ой сотни Шонойского урочища лама Лонсорон Цонгоев (Приложение 22) тибетско-ламского исповедания, и объявил мне, что намерен крестить сына, и рассказал следующее: «Было у меня четыре сына, которые умирали вскоре после рождения, а после сынов родилась дочь и 5 числа сентября померла. По требованию командующего 6-ю сотнею Мензинского караула урядника Ерофея Таракановского, я 7-го числа сентября 1856 года отправился в караул, а дочь еще не была похоронена, по той причине, что по нашей вере не было прочитано, что следовало. Проехав 15 верст, я вздумал покормить лошадь на лугу при речке Харапур. Смерть четырех сыновей и пятой дочери привела меня в сильное уныние, сердце у меня давило (по его выражению: тычка у меня стояла в груди); эта печаль заставила прибегнуть к русскому Богу. Размышлял я сам с собою о том, что если еще родится сын, то я окрещу его. И когда подумал, мне стало легче и от сердца что-то отвалилось. Приехав в караул Мензинский, утром 8-го числа сентября я явился в сотенное правление и объявил судьям Назимову и Кожевникову свое намерение, а в правлении стояла икона «Знамения» Пресвятой Богородицы, перед Нею поставил свечу и в кружку положил один рубль серебра. А если разрешится постройка храма, то я пожертвую 50 пудов хлеба (в это время просили в Мензинском карауле о разрешении постройки храма во имя «Знамения» Пресвятой Богородицы). А родится сын, то я окрещу его. На следующий, то есть 1857 год, 8-го же сентября, в тот самый день, в котором дал обет, утром родился у меня сын. Я донес своему Дацану Ширетую, а он послал ко мне двух лам, которые пробыли у меня месяц октябрь, читая над новорожденным сыном по нашей вере. Но обет, данный мною пред иконою «Знамение» Пресвятой Богородицы беспокоил меня. Еще в самый день рождение сына, в груди что-то кольнуло, я вспомнил 8-е число сентября 1856 года и подумал, что сына мне дал русский Бог.

Поэтому решил объявить Вам, батюшка, что я намерен завтрашнего числа крестить». Крещение совершено назавтра же, то есть 28 ноября 1857 года. При крещении наречено младенцу имя Николай. Записан в метрическую книгу, при Жиндинской Трехсвятительской Церкви за № 44. Бог услышал молитву не верующего, прибегнувшего с верою к Нему. Ему, Творцу, угодно было совершить чудо по ходатайству Царицы Небесной и милостиво призреть на не просвещенного Святым крещением в день Рождества Пресвятой Богородицы.

Дитя до настоящего времени жив

Священник Григорий Малышев

10 мая 1863 года

Селение Жиндинское Урлукской волости

«Иркутские епархиальные ведомости» № 27 1863 года»



Заключение

Итак, можно сделать вывод, что история мензинской церкви начинается с 1861 года. До настоящего времени здание церкви сохранилось достаточно хорошо, ведь раньше строили на века, качественно.

Как и сам храм, так и вера возрождается, восстанавливается из руин. Сломать легко, а вот потом восстановить уже сложнее. Но Россия всегда была сильна духом. Её единство в вере. Поэтому так много желающих помочь в восстановлении церкви, поэтому люди идут делать ремонт безвозмездно и еще приносят свои стройматериалы и деньги.

У верующих людей увеличивается интерес к истории, потому что без прошлого нет будущего. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристик человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.



Список литературы:

  1. https://ulia-g.livejournal.com/16908.html;
  2. Материал из документов, взятых в церкви Николая Чудотворца с. Менза;
  3. Из собственных воспоминаний и рассказов моей бабушки Куприяновой Анны Григорьевны;
  4. Фотографии из фильма «Добрый уклад жизни в маленьком селе Менза»;
  5. Беседа с директором музея им. Н.В. Гладких М.И. Арефьевой;
  6. Беседа с Отцом Игорем Хованским.

«Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в селе Менза»

Введение:

Речь пойдет о церкви Знамения Пресвятой Богородицы, расположенной в селе Мензá Красночикойского района Забайкальского края. Данная работа направлена на изучение истории возникновения, развития и становления церкви.

Место под строительство церкви выбирали не случайное. Это обязательно должно было быть самое красивое, живописное место в селе, желательно на возвышенности. Вот и мензинская церковь расположилась на высоком и крутом берегу реки Мензы, откуда открывается потрясающий вид на реку, горы, закат. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Актуальной эта работа является потому, что идет восстановление церквей, храмов по всей стране, идет возрождение веры. И еще потому, что это тоже наша история, а историю следует знать. Именно в церквях записывались первые летописи, заводились метрические книги, создавались первые школы и библиотеки.

Целями данной работы являются:

  1. Собрать и систематизировать информацию о данной церкви;
  2. Выяснить, почему у церкви два названия – Знаменская и Николая Чудотворца.

Задачи: показать насколько важную роль играла церковь в жизни населения; показать на примере то, что к православной вере обращались и люди другой веры.



История церкви Знамения Пресвятой Богородицы

В далеком 1728 году на живописных берегах рек Верхнего Кумыра и Мензы образовалось село Менза. Основали его казаки по приказу Екатерины II для охраны государственной границы. Казак – служивый человек, а в бою, как известно, помогает вера. Вот и решили со временем жители Мензы построить церковь.

В 1861 году была построена и освящена Знаменская церковь. В клировой ведомости записано: «Церковь Мензинская Знаменско-Богородицкая Троицко-Савского округа Байхорского благочиния Забайкальской епархии построена в 1861 году тщанием прихожан и сбором от доброхотных дателей. Престол один - во имя Знамения Пресвятые Богородицы. Церковный староста - Георгий Николаев Таракановский, казак XI Мензинского станичного округа, от роду 35 лет, знаков отличий не имеет, православный, награжден не был, штрафован не был, под судом и следствием не состоял».

А раньше мензинские казаки ездили в Жиндинскую церковь. Теперь же на службы в Мензу стали приходить жители сел Укыра и Шонуя. В начале века население Мензинской станицы составляло несколько сотен человек, и церковь уже не вмещала всех прихожан - многим приходилось стоять службу на крыльце или возле церкви. Станичники, получив благословение, объявляли даже сбор денег (Приложение 23, Приложение 24, Приложение 25). В 1899 году священник Федор Виноградов от лица причта Мензинской Знаменской церкви обратился в Читинскую Духовную консисторию с прошением о постройке новой большой церкви, так как при молебнах в существующую церковь не помещались все желающие и бόльшая часть прихожан стояла на улице.

Июля 18 дня 1899. Новый храм построен не был. В январе 1925 года, при дележке имущества казаков, бежавших за границу и имущества, принадлежащего станичному правлению - несколько домов, бывшее училище станичного правления, пустующий цейхгауз, бывший оружейный склад, амбары, баня, хлебозапасный магазин и дом бывшего церковного общества отошли во владение волисполкома, еще два крепких дома - отданы под школу и избу-читальню, здание станичного архива - под склад. А вот здание церкви в этом списке не упомянуто.

С 1960-х годов здание церкви использовалось как больница. В нем моя бабушка работала санитаркой. Когда построили новую больницу, здание старой забросили. Постепенно его стали разбирать – разбили окна, выломали двери, разобрали пристройку. Здание пришло в запустение. Там стал ночевать скот. (Приложение 4, Приложение 5)

В 2012 году началось восстановление церкви. Вычистили весь навоз, огородили здание забором, вымыли, побелили, покрасили, вставили окна, двери, сделали электропроводку, починили крышу. Пожертвования шли отовсюду: от местных жителей, из района, из других районов, областей и государств. (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9, Приложение 10)

На углу старой церкви хорошо видна история храма. Самые старые кедровые бревна, которым почти 200 лет. Другие меняли в советское время, когда церковь была больницей. Крыльцо обновили уже в 2014-ом. Но до сих пор везде попадаются старые кованые гвозди, сделанные в XVIII веке.

Восстановление продолжалось. Возвели купол (Приложение 11, Приложение 12, Приложение 13, Приложение 14, Приложение 15), восстановили внутреннее убранство (Приложение 16, Приложение 17), построили звонницу. И теперь по праздникам, когда приезжает отец Игорь на службу в Мензу, по селу разливается колокольный звон (Приложение 18, Приложение 19, Приложение 20).



История названия церкви

В ходе исследования был установлен один интересный факт: я всегда знала, что наша церковь называлась в честь Николая Чудотворца, а во всех архивных документах церковь называется Знаменской. С этим вопросом я обратилась к директору музея имени Н.В. Гладких Марине Ивановне Арефьевой. Она объяснила, что возможно в церкви было освящено два придела – один в честь Знаменской Богородицы, а второй, когда был сделан пристрой к церкви – в честь Николая Чудотворца. Уже в двухтысячных годах пристройку разобрали и увезли на строительство гаража. Больше её не восстанавливали, к церкви сразу приделали крыльцо (Приложение 21).

Отец Игорь разъяснил, что все-таки церковь называется Знамения Пресвятой Богородицы.



Обет бурята

«В 1857 году ноября месяца, по следственному делу, я оправился в Мензинский караул со следователем зауряд хорунжим Госковым, а из Мензи в урочище Шоной, отстоящее от караула в 30 верстах. По прибытии в Шоной мы остановились у крестьянина Ширяева, это было в девять часов вечера. На квартиру приходит ко мне из казаков 1-й конной бригады, 2-го конного полка, 6-ой сотни Шонойского урочища лама Лонсорон Цонгоев (Приложение 22) тибетско-ламского исповедания, и объявил мне, что намерен крестить сына, и рассказал следующее: «Было у меня четыре сына, которые умирали вскоре после рождения, а после сынов родилась дочь и 5 числа сентября померла. По требованию командующего 6-ю сотнею Мензинского караула урядника Ерофея Таракановского, я 7-го числа сентября 1856 года отправился в караул, а дочь еще не была похоронена, по той причине, что по нашей вере не было прочитано, что следовало. Проехав 15 верст, я вздумал покормить лошадь на лугу при речке Харапур. Смерть четырех сыновей и пятой дочери привела меня в сильное уныние, сердце у меня давило (по его выражению: тычка у меня стояла в груди); эта печаль заставила прибегнуть к русскому Богу. Размышлял я сам с собою о том, что если еще родится сын, то я окрещу его. И когда подумал, мне стало легче и от сердца что-то отвалилось. Приехав в караул Мензинский, утром 8-го числа сентября я явился в сотенное правление и объявил судьям Назимову и Кожевникову свое намерение, а в правлении стояла икона «Знамения» Пресвятой Богородицы, перед Нею поставил свечу и в кружку положил один рубль серебра. А если разрешится постройка храма, то я пожертвую 50 пудов хлеба (в это время просили в Мензинском карауле о разрешении постройки храма во имя «Знамения» Пресвятой Богородицы). А родится сын, то я окрещу его. На следующий, то есть 1857 год, 8-го же сентября, в тот самый день, в котором дал обет, утром родился у меня сын. Я донес своему Дацану Ширетую, а он послал ко мне двух лам, которые пробыли у меня месяц октябрь, читая над новорожденным сыном по нашей вере. Но обет, данный мною пред иконою «Знамение» Пресвятой Богородицы беспокоил меня. Еще в самый день рождение сына, в груди что-то кольнуло, я вспомнил 8-е число сентября 1856 года и подумал, что сына мне дал русский Бог.

Поэтому решил объявить Вам, батюшка, что я намерен завтрашнего числа крестить». Крещение совершено назавтра же, то есть 28 ноября 1857 года. При крещении наречено младенцу имя Николай. Записан в метрическую книгу, при Жиндинской Трехсвятительской Церкви за № 44. Бог услышал молитву не верующего, прибегнувшего с верою к Нему. Ему, Творцу, угодно было совершить чудо по ходатайству Царицы Небесной и милостиво призреть на не просвещенного Святым крещением в день Рождества Пресвятой Богородицы.

Дитя до настоящего времени жив

Священник Григорий Малышев

10 мая 1863 года

Селение Жиндинское Урлукской волости

«Иркутские епархиальные ведомости» № 27 1863 года»



Заключение

Итак, можно сделать вывод, что история мензинской церкви начинается с 1861 года. До настоящего времени здание церкви сохранилось достаточно хорошо, ведь раньше строили на века, качественно.

Как и сам храм, так и вера возрождается, восстанавливается из руин. Сломать легко, а вот потом восстановить уже сложнее. Но Россия всегда была сильна духом. Её единство в вере. Поэтому так много желающих помочь в восстановлении церкви, поэтому люди идут делать ремонт безвозмездно и еще приносят свои стройматериалы и деньги.

У верующих людей увеличивается интерес к истории, потому что без прошлого нет будущего. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристик человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.



Список литературы:

  1. https://ulia-g.livejournal.com/16908.html;
  2. Материал из документов, взятых в церкви Николая Чудотворца с. Менза;
  3. Из собственных воспоминаний и рассказов моей бабушки Куприяновой Анны Григорьевны;
  4. Фотографии из фильма «Добрый уклад жизни в маленьком селе Менза»;
  5. Беседа с директором музея им. Н.В. Гладких М.И. Арефьевой;
  6. Беседа с Отцом Игорем Хованским.


Приложения
Приложение 1
Зимние виды с берега р. Менза
Приложение 2
Виды, исцеляющие душу
МУК"МЦБ"МР"Красночикойский район"
Политика конфиденциальности
Политика конфиденциальности

Данный сайт уважает Ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении Ваших конфиденциальных сведений.
Размещение заявки на данном сайте означает Ваше согласие на обработку данных и дальнейшей передачи ваших контактных данных нашей компании.
Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности имя, контактные реквизиты (адрес электронной почты) и иные данные, относимые Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» к категории персональных данных.
Целью обработки персональных данных является информирование об оказываемых услугах нашей компании.

Verification: 7721f1292dd6a775b5f98e8b053bd60d